- Подробности
-
Категория: Веселые нотки. Это интересно
-
Создано 09.02.2018 00:50
-
Опубликовано 09.02.2018 00:50
-
Автор: Дегтерева Л.Ю.
-
Просмотров: 2517
Скрипка — исконно русский народный инструмент
Вообще, музыкантами на Руси называли только исполнителей на смычковых инструментах, и музыкой называлась игра на скрипке, или игра инструментального ансамбля с участием скрипки… Остальные исполнители назывались — трубачи, лирники, литаврщики и т. д., и музыкантами не считались.
Посмотрим на фреску из северной башни киевского Софийского
Собора начала одиннадцатого века. На ней — скоморох, играющий на инструменте, который вполне мог быть прародителем скрипки. В западноевропейских странах в это время играли лишь на щипковых и духовых. Обратим внимание на прямой смычок и прижатый к плечу инструмент. До этого ни в одной культуре мира так не играли. Инструмент располагали на коленях, держали вертикально, но нигде и никогда не держали его так, как держат его современные скрипачи и русский скоморох на древней фреске. А самые ранние изображения такой скрипки с таким смычком в Италии — относятся к XVI веку. До этого все пользовались дугообразным смычком. Кроме того, древнерусские прародители скрипки имели квинтовый строй, что тоже говорит в их пользу.
У славянских народов было много похожих инструментов — смык, гудок, скрипель, скрыпица и т. д. Куда же они вдруг исчезли? Почему их исчезновение на Руси предшествует появлению скрипки в Италии? Как так случилось, что русскими народными инструментами стали считать балалайку и гармонь, появившиеся только в XVIII веке?
Начиная с конца XV века тогдашние власти начинают серьёзную борьбу со скоморохами, победу в которой в 1648 году царь Алексей Михайлович ознаменовал указом, в котором говорится: “А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь”. Скоморохам пришлось искать пристанище в других странах, русские пра-скрипки не появляются в исторических документах, потому как исключаются из быта власть имущих, оставаясь в ходу только среди простого народа. Время было такое. Можно, конечно, посожалеть о том, что не в меру рьяным защитникам Веры не пришло в голову бороться именно с язычеством, а не с инструментами, посредством которых можно, между прочим, и Единого Бога славить — это ведь зависит от того, что в голове у исполнителя. Однако — всё относительно. В «цивилизованной» западной Европе в те времена вовсю гуляла Инквизиция, и на кострах жгли не музыкальные инструменты, а людей…
А вот Пётр I гудошников любил, брал на службу, платил неплохие деньги, крестил их детей и гулял на их свадьбах… Вообще, на Руси и в других славянских государствах (как, впрочем, и во многих других неславянских культурах) традиционно без скрипача на свадьбе не обходились…